вторник, 7 июня 2016 г.

Между Фихте и Кантом


Опыт критической реконструкции поездки в Дрезден и Берлин «миссии Сердца города» в мае 2016г

«Ну, в этом году будет, как и в прошлом», - думал я, собираясь в поездку, и ошибся почти во всём.

День первый. Фихте и первая встреча с песчаником


Программа поездки, подготовленная фондом Аденауэра и сенатором Клаусом Брэмигом, ещё в Калининграде изумила меня первым пунктом. Фестиваль «Песок и музыка» - это что? Это собираются всякие «шумовики» типа конструкторов композиций из естественных природных шумов, «шумят песком», семплируют – такой вот фестиваль? Джинсы и футболки? В каком-то «Барочном дворце» - средь статуй Аполлонов и наяд? Непонятно, непонятно… хотя написано «фестиваль классической музыки»…

Как было написано, так и вышло. Нас с главным архитектором Калининграда Вячеславом Генне привезли из Берлинского аэропорта в Саксонию, где на берегах красивейшей Эльбы cтоит старинный дворцовый комплекс в барочном стиле. Входная группа с гербом на фасаде, справа конюшни, слева вспомогательные помещения, внутренний двор, главное здание господского дома. 
За ним трёхвековой парк цветёт всеми красками, средь которых доминируют рододендроны в таких количествах и цветовых гаммах, что сразу понятно, что они здесь – как у нас пионы. Много, ярко, вкусно. Толстенные буки (кто из калининградцев не любит буки?), декоративный пруд с фонтанчиком и подсветкою, ручей, стеснённый запрудой, водопадик – всё как мы читали в детстве в книгах про дворянство. Или сырой и мрачный замок, или такой вот романтический дворец с поцелуями в беседках и любовными записками, брошенными на дно пруда, в забвение.
Но всё это великолепие мы разглядели после. Сначала – двойной эспрессо с сенатором Клаусом Брэмигом и его помощником Александром Вольмертом, затем главный зал. За роялем – две миниатюрные дамы, одна из которых, японка, носит фамилию Оно (не из тех ли Оно?), плюс четыре вокалиста консерваторского склада – играют и поют Брамса.
Оказалось, что «песок» в Саксонии – как у нас янтарь, что фестиваль «песок и музыка» проводится третий десяток лет, и сегодня функцию объявляющего открытие выступления выполняет… сенатор Брэмиг.
Я попробовал представить на его месте какого-нибудь политика «из наших местных» - и не смог. Никакая ленточка не разрезается, публика хоть и цивильная (преимущественно с седыми волосами), но явно не напоминает наших избирателей с завода, собранных после работы. Да и мало мест в главном зале барочного дворца – не больше 80-ти... Как в аристократические времена.
Отнеся эти моменты к разности нашей и германской политических традиций, я окончательно «предался Брамсу» - как играют в четыре руки, как солисты изображают музыку в канонах того времени, когда Пушкин заканчивал «Евгения Онегина»; как один брамсовский «танец» имеет вполне современный музыкальный рисунок и может быть спокойно переложен в песенку формата «Евровидения»...
«Всякое поколение думает, что оно венец человеческой эволюции и затем с удивлением открывает: и до него человеки любили и страствовали», – такие мысли посетил меня после концерта, во время прогулки по парку. Рассматривая её – эту мысль, - с некоторым удивлением («сам ли я додумался, иль место навеяло?»), я с удивлением обнаружил в парке монумент философу Фихте – как в своё время Бродский ровно так же с удивлением обнаружил возле руин замка Кёнигсберг бюст Суворова. Оказывается, Фихте родился в этом дворце «БарокенШлосс» в местечке Рамменау, и здесь даже придорожная пивнушка называется «У Фихте!»!
- А отчего скульптуры в парке выполнены не из гипса, а из песчаника? – думал я, фотографируя очередного задорного пухлого персонажа, что резвился на постаментике на радость прогуливающейся публики. – Уж лучше гипс, он детальнее! – опрометчиво думал я, не подозревая, что завтрашний день ответит на этот вопрос.
Эльба и Саксонская Швейцария

День второй. Карьерный взрыв и Фрауэн-кирха

1.

Здесь надо сказать, что песчаник для Калининграда и Кёнигсберга – материал экзотический. В Калининграде из него, похоже, не строили никогда (в лучшем случае была отделка песчаниковыми плитами), в Кёнигсберге же можно достоверно упомнить здание Биржи, построенного из песчаника и носившее на крыше аллегорические скульптуры континентов, с которыми торговало кёнигсбергское купечество – Азия, Африка, Европа и Америка. Антарктида представлена не была, скульптуры после войны не сохранились, зато внизу, у входа в биржу, до сих пор стоят два льва со щитами, на которых когда-то были гербы трёх кёнигсбергских средневековых городов.
Вполне возможно, что при строительстве крыла Унфрида замка тоже использовали песчаник, тогда входивший в моду как «благородный материал», да и декор и скульптуры делались из песчаника.
Всё это всплыло в моей памяти, когда сенатор Брэмиг повёз нас в каменоломню «Sandsteinwerke». Улыбчивый директор Йоханнес Росруккер ввёл в курс истории своего предприятия с 200-летней историей, в специфику саксонского песчаника (есть три вида - обычный, морозоустойчивый и скульптурный). Затем суровый взрывотехник с карманами, при виде которых жилет Вассермана впал бы в ступор зависти, продудел в сигнальный рожок и произвёл три взрыва. Воспарил в небо коршун, посмотреть – в честь кого сегодня взрывают саксонский песчаник, - развеялся дым, и мы увидели три глыбы расколотыми на запланированные фрагменты.
- А взрывы птицам не мешают? – спросил Вячеслав.
- Хищникам – нет, привыкли, - ответил директор Росруккер. – За двести-то лет…

Далее был завод, где из глыб возникает фрагмент колонны, либо скульптура, либо элемент декора замка, офиса или садовых экстерьеров. Технологически это оказалось непросто – ровно так же, как в ювелирном искусстве. Сначала делается в масштабе 1:1 прото-модель из гипса, а уж затем мастера-скульпторы «переносят» объёмы и изгибы прото-модели «из гипса в камень». Получившуюся скульптуру или деталь упаковывают и везут к Берлинскому дворцу, а в мастерской, «на запасном пути», остаются лежать гипсовые копии богинь и аллегорий, которые вскоре встанут на фасады Гумбольдт-форма, Берлинского «Пост-замка».

Наше с Вячеславом изумление по поводу всего увиденного усилил сенатор Брэмиг, который прямо в мастерской произнёс пламенный международный спич саксонскому песчанику. Оказалось, что сенатор развил бурную деятельность по участию Германии (и саксонского песчаника, разумеется) в восстановлении Пальмиры в Сирии.
Сенатор Клаус Брэмиг, Вячеслав Генне, Александр Попадин, Йоханнес Росрукер и фрау "четыре языка"

Входной портал в Южный флигель (портал с сатирами),
над входом - изображение герцога Альбрехта,
основателя кёнигсбергского университета
- Такие деяния нужно делать только совместно, многими странами, и Германия здесь может быть России союзником! – говорил сенатор, - Мы можем обучить сто сирийских камнерезов, подготовить их для восстановления Пальмиры! - и затем спросил: - А как вы думаете, может ли саксонский песчаник использоваться при строительстве «Пост-замка» в Калининграде?
Тут я не смог обрадовать уважаемого Брэмига. В замке Кёнигсберг основным материалом был красный кирпич. Может быть для крыла Унфрида (восточного крыла, перестроенного в начале 18 века) использовался песчаник, традиционный для барочного времени, но это надо уточнять по первоисточникам… … и тут я вспомнил:
- Скульптурные порталы зала Московитов и входа в Южный флигель были из песчаника!..
- …И вполне возможно изготовить такой портал как отдельный элемент и демонстрировать на Королевской горе параллельно раскопкам и строительству! - добавил Вячеслав Генне. – Абсолютно реалистичная идея.
Идея сенатору Брэмигу понравилась. Вполне технологическая и несильно затратная идея – прекрасный повод качественного участия немецких камнерезов в нашем Калининградском Пост-замке…

2.
…Дрезден имел схожую военную судьбу с Кёнигсбергом, и несхожую – послевоенную. Он также был разбомблен налётами союзной авиации до состояния «лунного пейзажа» (см. роман Курта Воннегута «Бойня номер пять»), после войны он стал «гэдээровской» «столицей саксонской губернии», и познал на себе «социалистическую градостроительную доктрину». 
На фоне Фрауэн-кирхи 
Затем – объединений Германий, и новый виток истории, в которой важнейшей для городского самосознания стала идея воссоздания разрушенной Фрауэн-кирхи (церкви Богоматери). Барочная церковь всё «социалистическое время» стояла в «Старом городе» на Ноймаркт-плаце в виде руин и выполняла роль «памятника ужасам войны», а в конце 80-х городская общественность стала поднимать вопрос о её восстановлении. После долгих и бурных дебатов общества и профессионалов (какая будет функция? материал и технология восстановления? источники финансирования?), и принятия взвешенных решений по ключевым вопросам, начались работы. 
Спустя 10 лет кирха была восстановлена из тех же материалов (песчаник из того карьера, в котором мы побывали утром) по тем же технологиям и с той же функцией – религиозной (что не исключает некоторого количества светских концертов, насколько я понял). Единственный технологический апгрейд касался отопления и электрификации; во всех остальных смыслах исходная архитектура здания удовлетворяла современным требованиям.

Всё это нам рассказал архитектор Томас Готтшлих (у него «говорящая фамилия», буквальный перевод – «служитель Господа»), который сначала участвовал в восстановлении кирхи, а сейчас выполняет функцию архитектора – с мониторингом её состояния, организацией оперативного ремонта и пр. Метод такого воссоздания он назвал «археологической реконструкцией».

Далее он в качестве эксперта участвовал вместе с нами в дискуссии, организованной в местном краеведческом музее. Тема звучала как «Критическая реконструкция городского центра Калининграда как идея будущего». В отличие от опыта Дрездена, победивший проект «Студии 44» (в первом конкурсе) и Антона Сагаля (во втором) – это «критическая реконструкция», и она кардинально отличается и от «археологической реконструкции» и от «некритической реконструкции», т.е. прямого «копирования» замка и Альтштадта в новой ситуации на фоне новых функций и контекстов.
Дискуссия в Дрездене собрала около 90 человек, что по меркам нестоличного города абсолютный успех посещаемости для столь специфической темы. Ваш покорный слуга дал обзор первым двум конкурсам; примкнувший в Дрездене к нашей миссии Антон Сагаль рассказал замысел своего проекта-победителя, Вячеслав Генне обрисовал картину перспектив генплана, проекта планировки и ближайших шагов. Дрезденские эксперты положительно оценили проект Сагаля, и дискуссия плавно свернула во вполне очевидное русло: какие дальнейшие шаги? Есть ли деньги? И - может ли опыт воссоздания Фрауэн-кирхи в Дрездене быть полезен для Калининграда?
Лично я в дискуссии остановился на термине «критическая реконструкция», который некоторыми дискутантами трактовался весьма расширительно. Что «некритическое отношение к Истории» чревато банальным копированием «лучших образцов» (и, вместо дления Истории – её мумифицированием), что наши дети – это критическая реконструкция нас, их родителей, и что наши дети практически никогда не бывают нашими копиями, хотя несут в себе и гены, и следы нашего воспитания…
…А небольшой приём-фуршет после дискуссии дал множество ответов для дрезденцев – подходили, общались, расспрашивали подробности и пр, а наша миссия «Сердца города» взамен получила множество полезных контактов. Удивительной была встреча с аспиранткой Дрезденского Технического университета Анастасией. Она из Томска, пишет диссертацию о деревянном зодчестве Томска, и она взяла себе на вооружение наше Историко-культурное исследование по «Сердцу города» от 2013 года как пример прекрасной методологической работы.

 День третий. Берлин: экскурсия от Ханса Штимманна и дискуссия в институте Аденауэра

Макет Берлина (реальные + планируемые к постройке здания и ландшафты)  
Когда экскурсию ведёт архитектор – это всегда интересно, когда этот архитектор был 10 лет главным архитектором города – интересно вдвойне, а когда это город Берлин, то градус интереса близок к концу шкалы. Я второй раз слушаю Ханса Штиммана и, не считая макета города, к которому он обязательно возит всех, по сравнению с прошлым годом он нигде не повторился! И тропы новые, и здания, и мысли, и шутки («если бы я тогда в этом доме купил бы по дешёвке себе жильё, то сейчас бы не подрабатывал экскурсиями» - образец фирменного юмора Штимманна).
Любопытно, что от старого берлинского Альтштадта не осталось ничего! Выросший вокруг столичный город поглотил и переварил средневековое ядро, оставив от него небольшой сквер, окружённый многоэтажками. «Преломлённая История» здесь развернулась иначе, чем в Кёнигсберге или Данциге, и столичный статус Берлина не оставил шанса средневековому ядру… Похоже, это судьба всех столиц – роскошь «исторического младенчества» городов они оставляют городам поменьше и поспокойней.
Штиманн, Попадин, Сагаль
Свидетельствую: за прошедший год Гумбольдт-форум стал «одеваться»: его утепляли керамическим кирпичом, проёмы окон обрамляли «наличниками» из песчаника, прокладывали инженерию – всё шло по графику. Каждую деталь декора из песчаника кто-то купил и, таким образом, из «государственного» проект берлинского «Пост-замка» становился общественным, с участием многих и многих. Один бизнесмен взял на себя воссоздание купола, другой – лестницу угловую, народ попроще приобретал элементы поменьше, но в любом случае это стало «народной стройкой» в прямом смысле слова…
Вячеслав Генне вручает директору Konrad-Adenauer-Foundation Кляйне-Кранебургу герб
Калининграда и книгу председателя горсовета Андрея Кропоткина


…В институте Аденауэра практически все места были заняты, с прошлого года интерес к теме возрос значительно. Вячеслав Генне, как представитель официальной части делегации, сделал обзор сегодняшней градостроительной проблематики Калининграда (разрабатываемые генплан и проект планировки, подготовка к приёму ЧМ-2018, начало археологии на Королевской горе). Антон Сагаль представил свой проект-победитель, после чего приступили к панельной дискуссии. 

Помимо нас, в ней участвовал модератор профессор д-р Берндт Альберс (архитектор, член Берлинского Веркбунда, архитектурно-ремесленной гильдии), российско-германский архитектор Сергей Чобан и профессор Пауль Кальфельдт, председатель Берлинского Веркбунда и Берлинской академии архитектуры. 

Панельная дискуссия, (с) Konrad-Adenauer-Foundation 

Антон Сагаль и Сергей Чобан  (с) Konrad-Adenauer-Foundation 

Панельная дискуссия, (с) Konrad-Adenauer-Foundation 
Дав позитивную оценку победившему проекту (причём Кальфельд спокойно объяснил, как бы он сделал реновацию Дома Советов в Калининграде, имея в виду, что это вопрос технический, а не символический или идеологический), они сосредоточились на двух темах: на качестве реализации проекта, и его стоимости. «Дорого», - если сказать вкратце, - «а сейчас Россия переживает не лучшие времена в экономическом плане»…
Сенатор Клаус Брэмиг (с) Konrad-Adenauer-Foundation 
Покружив над панельным президиумом, эти темы плавно спустились в зал, где нашли своих адептов. «Дорого… трудно сделать качественно…дорого…» Им противостоял сенатор Клаус Брэмиг, выступивший в смысле «нам двадцать лет назад тоже говорили, что будут проблемы, но ведь мы дерзнули – и теперь Фрауэн-кирха украшение не только Дрездена, но и всей страны! Надо просто начинать движение», Вячеслав Генне также призвал не драматизировать процесс... 
Ханс Штимманн (с) Konrad-Adenauer-Foundation 
В конце концов, дискуссия была выведена на новый уровень мастером Штимманном. Ханс (принадлежащий, к слову сказать, к оппозиционной партии относительно принимающей CDU\CSU) привёл в пример Берлинский замок. Если бы проект остался на уровне муниципалитета Берлина, он бы имел огромные проблемы в реализации, и только вывод проекта на федеральный уровень дал ему «путёвку в жизнь», «второе дыхание». Именно это Штимманн предлагал сделать с Калининградским «Пост-замком» - повысить статус проекта до федерального. И, может быть, сделать его новым символом «примирения» России и Германии, их новым совместным проектом (от себя добавлю – как таковым символом стала воссозданная Янтарная комната в Санкт-Петербурге)…
…И тут мне пришёл ответ, что же всё-таки напоминает термин «критическая реконструкция». Он мне напоминает жанр знаменитой трилогии нашего земляка – его «Критики» чистого и практического разума, и «критику» главного инструмента этого «разума», способности суждения. Потому что только совершеннолетний человек критически перерабатывает опыт предыдущих поколений, рождая, таким образом, не копирование, а новое продолжение Истории.
Не так уж прост наш город Калининград, и не так уж проста Замковая (Королевская) гора, чтобы её можно было оживить простым копированием старых форм в новых реалиях.
Александр Попадин,
один из основателей урбанистического проекта «Сердце города», зам. председателя Совета по культуре при губернаторе Калининградской области, культуролог, литератор.
Калининград-Дрезден-Берлин-Калининград, 28-31 мая 2016г.


Фото: (с) Konrad-Adenauer-Foundation, Dr. Alexander Vollmert, Александр Попадин.


Комментариев нет:

Отправить комментарий